Вебинар «Русский язык в историческом аспекте»

Вебинар посвящен историческому (диахроническому) аспекту изучения русского языка. Как известно, предметом школьного изучения является современный русский литературный язык, а история русского языка как специальная дисциплина в программу общего образования не входит. Однако учителю-словеснику в школьной практике постоянно приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. Например, учитель должен понимать, что написание жи и ши связано с процессом отвердения исконно мягких [ж] и [ш], а появление многочисленных «исторических» чередований снегснежок, суксучок, мазатьмажу обусловлено действием праславянских палатализаций; в рамках организации учебного процесса по дисциплинам филологического цикла требуются знания по истории русских слов и фразеологизмов, умения проводить элементарный этимологический анализ исконной и заимствованной лексики, навыки работы с художественными текстами различных исторических эпох и т.д. Знание исторического материала необходимо и для подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку, где значительная часть заданий имеет диахроническую направленность.

Именно поэтому третий семинар было решено посвятить историческому аспекту в преподавании русского языка. В докладах будет показано, каким образом происходило становление современных языковых норм, выявлена их историческая обусловленность, а также представлены тенденции в развитии современного русского языка.

Программа

вебинара «Русский язык в историческом аспекте»

28 апреля, 11:00-12:20 (мск)

ВремяТема, спикер
11:00-11:20Фразеологические единицы, пословицы и крылатые выражения как часть национальной истории и культуры Воителева Татьяна Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета
11:20-11:40Русская орфография в контексте истории русского языка Ермолова Мария Вадимовна, к.ф.н., научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ
11:40-12:00О чем вести РЕЧЬ на уРОКах, когда отРОКам скучно? (подготовка к олимпиадам на уроках русского языка) Фёдорова Марина Александровна, научный сотрудник отдела древнерусского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
12:00-12:20Русские диалекты в контексте истории русского языка и истории России  Савинов Дмитрий Михайлович, д.ф.н., профессор РАН, ведущий научный сотрудник отдела фонетики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, ведущий специалист словарного отдела ФГБУ ФИРЯ